Как сделать аудиокнигу в домашних условиях.

======
С чего начать? Про вокальные и артистические данные мы говорить не будем. Если есть — хорошо. Если нет — ничего страшного, мы все таки не поем, а просто читаем вслух.  (Впрочем дефекты речи это противопоказание к работе декламатора) Что читать вопрос тоже излишний, конечно же фанфики. (Пожалуйста не начинайте с серьезных произведений. Вам же самим потом стыдно будет.)

Остается разобраться как записать и как отредактировать.

Аппаратная часть

В аппаратной части самая главная деталь — ноутбук. Вторая по значимости микрофон.

Почему именно ноутбук? Потому что на стационарном компьютере при записи речи на штатную, встроенную звуковую карту одновременно будут писать наведенные  шумы блока питания. И избавиться от этих шумов практически нереально. Для этого надо покупать отдельную профессиональную/полупрофессиональную аудиокарту. Но при записи на ноутбук отключенный от сети и работающий от батарей шумы практически полностью отсутствуют. Можете сравнить сами и убедиться.

Второе — микрофон. В принципе я первую свою книгу («Темные волшебники. Часть I. Триада») начитывал на недорогой хэдсет
Logitech PC Headset 120 Этот микрофон был с шумоподавлением и оно реально работало. (Часто пишут что шумодав есть на самом деле его нет)

Много книг я записал  на геймерскую USB гарнитуру Tt eSPORTS от компании Thermaltake за 3.5 тыс руб. и не скажу, что разница очень велика…(кстати тоже заявлен шумодав, но я его не чувствую, более того, чрезмерная чувствительность осложняет мне жизнь)

По состоянию на июнь 2020 года я пишу на бюджетную гарнитуру — SVEN AP-U980MV  отличный диапазон записи и отличный микрофон.

Почему именно гарнитуру? Почему не стационарный микрофон? Ну я не настаиваю, попробуйте микрофон, но Вы заметите что расстояние от губ до микрофона сильно влияют на уровень и качество записи и Вам придется тратить внимание на соблюдение неизменности дистанции во время сессии. В гарнитуре эта проблема отсутствует полностью. Микрофон около губ делает звук более густым и насыщенным.

Мой выбор: ноутбук и гарнитура

2

Тишина.

Итак, Вы обзавелись гарнитурой и ноутбуком. Скачали и поставили Adobe Audition и даже убедились что запись идет. Теперь пришла пора настоящей работы.

Думаю что нет необходимости упоминать что Вам нужна тишина. Лающие за окном собаки, тикающие часы, проезжающие автомобили и орущий за стеной телевизор — это факторы мешающие нормальной работе. И зачастую найти тишину труднее чем купить ноутбук и прочее…

Я борюсь за тишину как только могу. Вы может будете смеяться но половину своих аудиокниг я начитывал в запертом туалете, задрапированном одеялами:

Кроме того я выключаю свет, что бы исключить звук работающих люминисцентных ламп.  Как вы будете добывать тишину — я не знаю. Но портить свой труд, закладывая в него с самого начала процент брака — глупо.

На данный момент я сделал себе АУДИОКАБИНКУ и вполне доволен жизнью.

Программное обеспечение.

В принципе программ работающих со звуком превеликое множество. И большинство из них вполне подходят под наши невысокие требования. Но исторически сложилось что в этой отрасти есть два кита, сейчас это — Sound Forge и Adobe Audition (как установить, русифицировать и «вылечить от жадности», я рассказывать не буду)

«Темные волшебники»  (свою первую книгу) я начитывал на «Sound Forge» и могу сказать что это вполне комфортный агрегат. Но есть одно большое НО. Он не умеет сводить несколько полос в одну. То есть полноценный монтаж на Сони невозможен. Так что в итоге я отказался от «форджа» и полностью пересел на «Adobe Audition»  Далее речь пойдет только об этой проге.

Итак если Вы все преодолели и Adobe Audition запустился то перед Вами будет пустое окошко программы. У ней есть два режима «редактирование (EDIT)» и «монтаж(MULTITRACK)»

Поскольку монтировать нам пока нечего создаем «новый файл» (меню: файл/новый). При создании файла прога предложит параметры аудио записи по умолчанию. Выбираем СТЕРЕО 16 бит-44100 КГц

Появилась рабочая область для записи. Микрофон у нас подключен так что надо попробовать, все ли работает. Жмем мышью красную кнопку рекорд и вспоминаем бессмертного зайчика который вышел погулять на счет 1-2-3-4-5.

Если все нормально то мы увидим свой голос. Если запись не идет, то надо проверить четкость включения микрофона. Особые проблемы могут возникнуть у владельцев USB микрофонов. Проге надо приказать пользоваться именно USB вариантом микрофона и делается это в меню: EDIT/Audio Hardware Setup/control panel… Там вы увидите варианты микрофонов и динамиков подключенных к компьютеру и надо выбрать тот, что используете. (иногда надо закрыть/открыть это меню что бы инфа обновилась)

Существуют красиво оформленные и подробные мануалы по работе с аудиоредакторами. Рекомендую ознакомиться хотя бы с этими вариантами:

 

В общем добились факта осуществления аудиозаписи и приступаем к таинству.

Стиль.

Стилей начитки условно два. Это «рассказчик» и «актер». Разумеется второй стиль сложнее, но в обоих очень важно интонирование и темп. Равномерное и монотонное чтение, кстати очень частое у профессионалов, я лично не понимаю и не воспринимаю. Я лично стараюсь и интонировать в соответствии с текстом и подчеркивать повествование темпом речи. Но могу предположить что такой стиль тоже многим не нравится так что универсального рецепта нет.

Читайте так, как вам самим нравится. Это ещё важно потому что собственный голос вам ещё успеет надоесть  во время монтажа 🙂

Актерствовать или нет тоже сами решайте. Чернокнижница например не актерствует, а начитки просто прекрасные. Но если захотите попробовать, то вот Вам мой подарок: КОЛЛЕКЦИЯ ЭПИЗОДОВ С РЕПЛИКАМИ ПЕРСОНАЖЕЙ ИЗ КИНОСЕРИАЛА «ГАРРИ ПОТТЕР И ВСЕ ВСЕ ВСЕ»
Улавливайте и запоминайте интонации и ваши персонажи оживут 🙂

Теперь по технике записи.

Лично я не прерываю запись пока не начитаю текст или полную главу текста целиком. То есть в первый файл входят все мои прокашливания, оговорки и повторы и т.д.

Во время редактирования я:
1. задавливаю шумы «гейтом»  (по состоянию на 2020-й уже перестал им пользоваться)
2. увеличиваю громкость записи
3. вырезаю все лишнее
4. сохраняю WAV

А после этого можно приступать к наложению музыки и спецэффектов. Но об этом лучше читать в тех мануалах, ссылки на которые я привел выше.

16 мыслей о “Как сделать аудиокнигу в домашних условиях.”

  1. Блистательно. Это полный и исчерпывающий отчет на все мои вопросы, которые я уже почти собрался задать, да вот *ВНЕЗАПНО* увидел ссылку
    Спасибо.
    Я еще сформулирую вопросы, но они будут выходить за рамки этого FAQ

  2. Это шикарно! Хотя я до всего доходила сама и отличается почти всё, начиная от компьютера и микрофона, но всё равно классные рекомендации. Задрапированный туалет с выключенным светом — это особая песня. Вот уж никогда бы в голову не пришло.

    1. Тамаэ, привет! Рад что ты заглянула ко мне 🙂
      А туалет… Ну не обязательно. В шкафу можно читать 🙂

      P.S. Но идеально это сделать кабинку изнутри оббитую акустическим поролоном.

  3. Как добиться постоянства в голосе, если записываешь каждую главу в разные дни? Не смотря на соблюдение всех технических настроек, и упражнение перед записью, голос каждый раз звучит по разному. Как-то можно все подвести под один знаменатель?

    1. Увы, не знаю.
      Я с этим сталкиваюсь когда мне надо вчитать заплатку в текст. Почти нереально подогнать звучание «сейчас» под звучание «тогда»…

  4. Хотел попробовать себя в роли чтеца, но задумался на счет авторских прав. Могут ли вообще возникнуть проблемы с авторскими правами и законом, если я выложу свою начитку в сеть, в свободный доступ?

Добавить комментарий

Аудиокниги и аудиофанфики